Интерфейс.Новые направления в проектировании компьютерных систем

       

Закон Хика


Перед тем как переместить курсор к цели или совершить любое другое действие из набора множества вариантов, пользователь должен выбрать этот объект или действие. В законе Хика утверждается, что когда необходимо сделать выбор из n вариантов, время на выбор одного из них будет пропорционально логарифму по основанию 2 от числа вариантов плюс 1, при условии, что все варианты являются равновероятными. В этом виде закон Хика очень похож на закон Фитса:

Время (мс) = a + b \log_2(n+1)

Если вероятность 1-го варианта равна p(i), то вместо логарифмического коэффициента используется

\sum_i p(i) \log_2(1/p(i)+1)

Коэффициенты, используемые в выражении закона Хика, в большой степени зависят от многих условий, включая то, как представлены возможные варианты, и то, насколько хорошо пользователь знаком с системой. (Если варианты представлены непонятным образом, значения a и b возрастают. Наличие навыков и привычек в использовании системы снижает значение b.) Мы не будем рассматривать эти зависимости — для нас важно, что для принятия того или иного решения требуется время; что для принятия сложных решений требуется больше времени, чем для принятия простых решений; и что взаимосвязь является логарифмической. При отсутствии более точных данных для проведения быстрых и приблизительных вычислений мы можем воспользоваться теми же значениями a и b, которые использовали для закона Фитса.

При использовании любых положительных и ненулевых значений a и b из закона Хика следует, что предоставление пользователю сразу нескольких вариантов одновременно обычно является более эффективным, чем организация тех же вариантов в иерархические группы. Выбор из одного меню, состоящего из 8 элементов, производится быстрее, чем из двух меню, состоящих их 4 элементов каждое. Если все элементы могут быть выбраны с равной вероятностью и если не учитывать время, необходимое для открытия второго меню (которое, конечно, еще более увеличило бы время для интерфейса, состоящего из двух меню), то сравнение времени для выбора одного элемента из восьми (a + b \log_2 8) с удвоенным временем для выбора одного элемента из четырех 2 (a + b \log_2 4) покажет, что



а + 3b < 2(а + 2b)

поскольку \log_2 8 = 3, a \log_2 4 = 2, а также поскольку a<2a и 3b<4b.

Это согласуется с данными, полученными в экспериментах со структурами меню (см.
например, Norman и Chin, 1988). Наше рассмотрение законов Фитса и Хика нельзя считать полным. Например, следует обратить внимание на то, что эти законы не случайно принимают ту же форму, что и теорема Шэннона — Хартли (Shannon-Hartley). Тем не менее, этого короткого рассмотрения вполне достаточно для того, чтобы отметить их ценность с точки зрения разработки интерфейсов. Они могут быть полезными даже в том случае, когда эмпирические значения коэффициентов a и b не известны (как это было в нашем примере). (Более подробные сведения см. в Card, Moran и Newell, 1983, с. 72-74.) 20 Дискликсия (dysclicksia) — от англ. слова click (щелкнуть мышью) и приставки dis- (нарушение функции). — Примеч. пер. 21 Термин дискликсия (dysclicksia), означающий заболевание, единственным лекарством от которого является хорошо разработанный интерфейс, был предложен Памом Мартином (Pam Martin) (переписка, 1997). 22 Можно разработать и более сложные критерии производительности. Например, как в нашем случае, оператор M не используется в вычислениях. Тем не менее, простой критерий, который здесь описан, вполне достаточен для нашего рассмотрения. 23 Слово бит (bit) было предложено математиком Джоном У. Тюки (John W. Tukey) как сокращение от слов «двоичная цифра» (Binary digiT) (Shannon и Weaver, 1963, стр. 9). 24 Слово «почти» здесь используется потому, что температура 0 градусов не будет вводиться как 0.00 или 00.0. 25 Для извлечения логарифма по основанию 2 с помощью калькулятора или компьютера, в котором возможно вычислять только натуральные логарифмы, используйте следующее выражение: \log_2(х) = \ln(х)/\ln(2). 26 В математике, которая считается образцом точности и ясности, все еще применяется старый стиль написания формул, в котором неопределенные переменные пишутся в начале, еще до того, как вы можете узнать, что они обозначают. Например, можно встретить выражение наподобие следующего: A = \pi r^2, где r является радиусом окружности, а A — ее площадью. Такой порядок может приводить к путанице, поскольку читателю приходится перечитывать выражение еще раз сначала, особенно если оно довольно длинное и содержит множество других неопределенных переменных.С точки зрения читателя намного удобнее следовать естественному порядку, в котором термины определяются до их использования: Окружность с радиусом r имеет площадь A, вычисляемую как: A = \pi r^2

<= Previous Index Next =>


Содержание раздела